Наталья Нестерова. Масштаб дарования

Наталья Нестерова. Масштаб дарования

Светлана Коткина

Многочастные композиции Натальи Нестеровой практически неизвестны широкой публике. Впервые эти поздние произведения, открывающие новые страницы творческой биографии художницы, показаны на выставке в Третьяковской галерее. Главным приёмом мастера было фрагментирование персонажей или предметов, которые она использовала в работах, написанных как на одном холсте, так и на нескольких (порой больше 20!), составляющих вместе единое изображение. В многочастных композициях раскрылся интерес Нестеровой к темам цирка («Le Cirque. Цирк», «Карликах и собачках») и охоты («Le Chasse. Охота», «Охота», «La Poursuite. Преследование»), а живопись стала более красочной и яркой, у персонажей появились эмоции. Особого внимания заслуживают масштабные картины «L’Escalier. Лестница» и «Избиение младенцев» – одна из немногих, что создана на евангельскую тему. Эта работа была подарена Третьяковской галерее Львом Нестеровым-Раппопортом, сыном – художницы. Многие произведения Натальи Нестеровой публикуются впервые.

Ключевые слова: искусство второй половины XX – начала XXI века, Н.И. Нестерова, многочастные композиции, выставка, Третьяковская галерея.

Natalya Nesterova. The Scope of Talent

Svetlana Kotkina

The multi-part compositions by Natalya Nesterova are practically unknown to the broad public. This is the first time these late works, which open new pages in the creative career of the artist, are being displayed at an exhibition at the Tretyakov Gallery. Fragmenting the characters or objects and painting them on one canvas and on several ones (at times over 20!) thus compiling one image was the main technique of the master. The multi-part compositions point to Nesterova’s interest in the circus («Le Cirque. Circus», «Midgets and Dogs») and hunting («Le Chasse. The Hunt», «Hunt», «La Poursuite. Chase»), while the brushwork has become more colorful and bright and the characters began showing emotions. Of special interest are the large-scale paintings «L’Escalier. Escalator» and «The Massacre of the Innocent» – one of the few devoted to the evangelical theme and donated to the Tretyakov Gallery by the artist’s son Lev Nesterov-Rappoport. Many of Natalya Nesterova’s works are being publicized for the first time.

Key words: second half of the 20th century – early 21st century art, N.I. Nesterova, multi-part compositions, exhibition, the Tretyakov Gallery.

Новый номер