Футуристическая опера «Победа над солнцем» в контексте времени

Футуристическая опера «Победа над солнцем» в контексте времени

Данила Осипов

3 декабря 1913 года в театре «Луна-Парк» в Санкт-Петербурге состоялась премьера первой футуристической оперы «Победа над солнцем». Совместный проект Алексея Кручёных (либретто), Михаила Матюшина (музыка) и Казимира Малевича (визуальное оформление) готовился в короткие сроки в стеснённых условиях и был принят публикой неоднозначно. Посыл оперы – разрушить старый мир и возвести новый на его обломках –разделяли далеко не все. Несмотря на инновационный характер постановки, авторам удалось сохранить все традиционные элементы музыкально-драматического произведения и близко подойти к реализации желаемого синтеза слова, звука и изображения, что было главной целью искусства предшествующего периода – эпохи модерна и символизма. В «Победе над солнцем» нашли отражение авангардные устремления середины 1910-х годов, некоторые идеи русского космизма и теоретические изыскания соавторов оперы.

Ключевые слова: А.Е. Кручёных, М.В. Матюшин, К.С. Малевич, опера «Победа над солнцем», русский авангард, театральное искусство.

Victory Over the Sun – a Futurist Opera in the Context of Time

Danila Osipov

The opening night of the futurist opera “Victory Over the Sun” took place on December 3, 1913 in St. Petersburg’s Luna-Park Theatre. It was a joint project of Alexei Kruchyonykh (libretto), Mikhail Matyushin (music) and Kazimir Malevich (costumes and stage setting) prepared during a short period of time in constrained conditions and met by a controversial response from the public. The message of the opera – to destroy the old world and build a new one on its ruins – was not
shared by everyone. However, regardless of the innovative nature of the production, the authors managed to preserve all the traditional elements of an opera and closely approach the desired synthesis of worlds, sounds and image, which was the main goal of the art of the previous period – Art Nouveau and Symbolism. The “Victory Over the Sun” was a reflection of the Avant-Garde strivings of the
mid 1910s, some ideas of Russian Cosmism and the theoretical studies of the co-authors of the opera.

Key words: A.E. Krychyonykh, M.V. Matyushin, K.S. Malevich, the opera “Victory Over the Sun”, Russian Avant-Garde, theatrical art.

Новый номер