«Быть полезным обществу»

«Быть полезным обществу»

Елена Бехтиева


Публикация освещает традиционный проект Фонда имени П.М. Третьякова, воздающего память отцам-основателям национальной галереи. На вечере 9 декабря 2024 года в центре внимания были различные ипостаси личности Сергея Михайловича Третьякова, а поводом – 190-летие со дня рождения. Он явил достойный пример отношения человека к своей семье, избранному делу и задачам, стоящим перед обществом. Внимательный сын, соратник старшего брата, любящий муж, заботливый отец. Коллекционер, сформировавший прекрасное собрание западноевропейской живописи, внёсший вклад в галерею русского искусства, ранее других оценивший отечественную скульптуру, Сергей Михайлович проявил себя и на общественном поприще, особенно в бытность московским городским головой. Стремление «быть полезным обществу», свойственное семье Третьяковых, вдохновляет тех, кто служит русскому искусству сегодня. О новых лауреатах Премии имени П.М. Третьякова, – О.Д. Атрощенко, Е.С. Чураковой, И.А. Припачкине – в полном тексте статьи.

Ключевые слова: Фонд имени П.М. Третьякова, декабрьские вечера-посвящения, 190-летие С.М. Третьякова, Премия имени П.М. Третьякова, О.Д. Атрощенко, Е.С. Чуракова, И.А. Припачкин.


“Socially Beneficial Endeavors”

 Elena Bekhtiyeva


This article is a review of the traditional project of the Pavel Tretyakov Fund aimed at honoring the memory of the founders of the national gallery. At a special event held on December 9, 2024 and marking the 190th birth anniversary of Sergei Tretyakov, the main focus was on the many aspects of his personality. He was an
excellent example of one’s attitude toward his family, chosen work and life goals and social issues. A considerate son, close associate of his elder brother, loving husband and caring father, as well as an art collector who formed an exquisite collection of West European paintings, he contributed to the gallery of Russian art, and appreciated, before many others, the significance of Russian sculptures.
Sergei Tretyakov was also engaged in serving the public, especially in his position of mayor of Moscow. The striving of the Tretyakov family to benefit society inspire those who are serving Russian art today. The author also writes about the new laureates of the Pavel Tretyakov Award – O.D. Atroshchenko, E.S. Churakova and I.A. Pripachkin.

Key words: the Pavel Tretyakov Fund, December memorable events, 190th birth anniversary of Sergey Tretyakov, the Pavel Tretyakov Award, O.D. Atroshchenko, E.S. Churakova, I.A. Pripachkin.


Статья полностью


Декабрьские вечера, проводимые из года в год в стенах Третьяковской галереи Благотворительным фондом имени Павла Михайловича Третьякова, служат делу просветительства. Особенно запоминаются те из них, что посвящаются памятным датам. Вечер «Быть полезным обществу», состоявшийся 9 декабря 2024 года, стал поклоном Сергею Михайловичу Третьякову по случаю 190-летия со дня рождения. 

Различные ипостаси его многогранной личности, обозначенные собравшимся в зале, явили достойный пример отношения человека к своей семье, избранному делу и задачам, стоящим перед обществом. Заботливый сын, обеспечивавший содержание матушки Александры Даниловны до самых последних дней своей жизни; надёжный друг и соратник старшего брата Павла; любящий муж и заботливый отец единственного сына Николая. Коллекционер, сформировавший прекрасное соб-рание западноевропейской живописи, внёсший заметный вклад в галерею русского искусства, ранее многих других оценивший отечественную скульптуру, Сергей Михайлович Третьяков проявил себя  и на общественном поприще, особенно в бытность городским головой.


В Москве при нём был организован Пушкинский праздник, открыт на Тверской площади памятник поэту. «Он не жалел собственных средств, когда можно было этим способом содействовать успеху дела» и пожертвовал значительную сумму на приобретение особняка для Московской консерватории. Выступил с инициативой сбора «доброхотных» пожертвований на строительство в Болгарии православной церкви Рождества Христова для поминовения воинов, павших в русско-турецкую войну 1877–1878 годов. Младший Третьяков оказывал финансовую поддержку «Художественному журналу», издававшемуся в Петербурге на протяжении семи лет. Перечисленное не охватывает всех благих дел Сергея Михайловича, о чём можно судить по его же словам из доверительного разговора со старшим братом: «Совесть моя совершенно покойна за искреннее и постоянное стремление быть полезным обществу».

Замечательная научно-фундаментальная и одновременно беллетристически увлекательная книга Т.В. Юденковой «Другой Третьяков» представляет читателю личность Сергея Михайловича глубоко и полно. К данному изданию обращалась автор этих строк при составлении сценария прошедшего вечера-посвящения. Напомню, что книга вышла в свет в 2012 году – тогда же Татьяна Витальевна стала лауреатом Премии имени П.М. Третьякова. 

Важнейшая часть декабрьских вечеров – чествование музейных сотрудников, новых лауреатов Премии имени П.М. Третьякова, награждаемых «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству». Представим на страницах журнала удостоенных этого высокого звания в 2024 году.

О.Д. Атрощенко – лауреат Премии имени П.М. Третьякова 2024 года

Ольга Дмитриева Атрощенко – главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, трудится в отделе живописи второй половины ХIX – начала ХХ века. Посвятила музейной работе 40 лет. Начинала трудовую биографию в музее-заповеднике В.Д. Поленова, с усердием взявшись за изучение творчества художника, членов его семьи, учеников Василия Дмитриевича – Коровина, Левитана, Остроухова и других. Так определился круг профессиональных интересов, подогреваемых дружбой с потомками Поленова.

Научным руководителем кандидатской диссертации О.Д. Атрощенко был крупный специалист в области искусства рубежа веков, академик РАХ, доктор искусствоведения Михаил Фёдорович Киселёв.

В Третьяковскую галерею Ольга Дмит-риевна пришла в ту пору, когда в отделе живописи шла напряжённая работа над Академическим каталогом. Один из художников, которым ей выпало заниматься, – И.С. Остроухов, переданный, можно сказать, с рук на руки незабываемой Л.И. Иовлевой. Не могу не ностальгировать по тем временам, когда, слившись в едином порыве, сотрудники Третьяковской галереи и журнала «Русское искусство» подготовили тематический номер, по сути, первую научную публикацию об Остроухове (после десятилетий его забвения). Ольга Дмитриевна стала инициатором и автором концепции этого выпуска. Спустя годы О.Д. Атрощенко подготовит выставку художника в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля (2020). Её первым большим проектом в Третьяковской галерее была выставка К.А. Коровина, в процессе подготовки которой сделаны уточнения и атрибуции 15 произведений, исследованы картины Константина Алексеевича и его сына; проведена научная конференция. Серьёзная просветительская работа, вдумчивые интервью и репортажи в ходе выставки позволили привлечь общественное внимание к ряду насущных вопросов, например, к состоянию дома художника в Охотине и дачи в Гурзуфе. Постепенно там начались восстановительные работы, стали проводиться экскурсии, открылся музей, был создан Фонд Коровина. 

Незабываемый кураторский проект лауреата – выставка В.А. Серова на Крымском Валу. За 3,5 месяца работы её посетило 500 тысяч человек. Люди стояли в бесконечных очередях, чтобы «увидеть в лицах ушедшую Россию». Выставка всколыхнула интерес к отечественной истории и культуре, в какой-то мере пробудила самосознание народа. Об этом свидетельствуют многочисленные отклики… Приведу те, которые меня особенно порадовали при чтении книги отзывов: «Гордость за Россию снова осветила мою душу. Спасибо сотрудникам Третьяковской галереи за проделанную работу. Любая такая выставка тоже произведение искусства!»; «Спасибо организаторам от прогрессивной молодёжи! Мы ещё любим настоящее искусство! И члены царской семьи, и художники, и писатели, и меценаты – такие лица, такое благородство! Может быть, в наше общество всё это вернётся?!»

Запоминающиеся выставки Ольга Дмитриевна Атрощенко делает в Третьяковской галерее каждые два года. Не успела завершить работу одна – «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», как уже готовится следующая выставка, посвящённая Борису Кустодиеву. 

Е.С. Чуракова – лауреат Премии имени П.М. Третьякова 2024 года

Елена Степановна Чуракова – заведующая отделом реставрации живописи ХХ века Государственной Третьяковской галереи. Прошла в музее настоящую школу, переняв опыт старшего поколения, таких знатоков своего дела, как А.П. Ковалёв, Л.Р. Астафьев, Г.С. Юшкевич. В 1997 году Елене Степановне была присвоена высшая категория художника-реставратора станковой масляной живописи. 

Трудовая биография Е.С. Чураковой, исчисляемая 44 годами, включает несколько лет работы в Государственном научно-исследовательском институте реставрации под началом ведущих специалистов этого института А.А. Зайцева, Л.И. Яшкиной, Е.Ю. Ивановой. Тогда же училась на вечернем отделении исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, получила
диплом историка искусств.

О приёмах и методах реставрации была наслышана с детства, наблюдала их в семье. Отец Елены Степановны – Степан Сергеевич Чураков – известный советский реставратор, заслуженный художник РСФСР, музейный деятель. Его ответственность и профессионализм стали примером для дочери, в послужном списке которой множество восстановленных произведений. В их числе и большеформатные полотна: работы П. Корина «Отец и сын» (где запечатлены Сергей Михайлович и Степан Сергеевич Чураковы, дед и отец лауреата), «Александр Невский», «Портрет художников Кукрыниксов»; С. Герасимова «Колхозный праздник», А. Лактионова «Письмо с фронта», А. Пластова «Лето» и другие.

У всех на памяти выставка Ю. Пименова на Крымском Валу, для которой Елена Степановна выполнила реставрацию картин «Новая Москва» и «Даёшь тяжёлую индустрию».

Е.С. Чуракова с коллегами готовила полотна для знакового проекта «Третьяковка на ВДНХ. Искусство ХХ–ХХI веков», удостоенного в 2024 году Золотого знака Всероссийской выставки.

Ещё раньше в послужном списке Елены Степановны – деятельное участие в организации ежегодной научно-практической конференции имени А.П. Ковалёва, посвящённой памяти выдающегося реставратора Третьяковской галереи, долгое время возглавлявшего музейные мастерские. 

Большой объём работ связан у реставраторов с подготовкой произведений к выдаче на многочисленные выставки Третьяковской галереи и приёмам произведений из музеев России и стран зарубежья на выставки, проходящие в ГТГ. Реставраторы скрупулёзно осматривают каждую работу, выявляют малейшие изменения, принимают меры для обеспечения сохранности.

Елена Степановна не только реставратор, но ещё и педагог. Ведёт занятия со студентами реставрационных отделений нескольких вузов Москвы, читает лекции магистрантам Московского физико-технического института, выступает рецензентом дипломов в Свято-Тихоновском богословском институте и в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Более того, пополняет своими лучшими выпускниками отдел реставрации Третьяковской галереи.

И.А. Припачкин – лауреат Премии имени П.М. Третьякова 2024 года

Игорь Александрович Припачкин – кандидат исторических наук, директор Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, работает в ней 40 лет. Является верным хранителем и неутомимым пропагандистом творческого наследия художника, чьё имя носит музей, отмечающий в 2025 году 90-летие своего основания.

Популяризируя лучшее, что есть в отечественной культуре, И.А. Припачкин имеет довольно обширную лекционную, а также теле- и радиоаудиторию; автор 23 научных работ по древнерусскому искусству, в том числе ряда монографий, последняя из которых – «Иконописание слободы Борисовки». Под руководством Игоря Александровича разработаны и внедрены музейные программы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи; экскурсионные мини-туры «Курск военный» и «Курск православный» сделались чрезвычайно популярными.

В 2022–2023 годах под кураторством И.А. Припачкина были организованы крупные показы курской коллекции Дейнеки в Новосибирске и Омске. Заметным событием художественной жизни страны стала выставка «Дейнека–Самохвалов» (2019), проходившая в Петербурге. Произведения Дейнеки постоянно участвуют в выставках, среди которых Третьяковская галерея занимает ведущее место.

В 2024 году Игорем Александровичем разработана и при его непосредственном участии реализована программа юбилейных мероприятий, посвящённых 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки, поддержанная Президентским фондом культурных инициатив. Проект включил серию лекций, цикл мини-фильмов, концертов музыки, объединённых темой Дейнеки и советской культуры 1920–1930 годов.

Благодаря директору Курской картинной галереи творчество Александра Дейнеки приобрело не только российский, но и международный масштаб, что подтверждают выставки художника, прошедшие в Риме, Мадриде, Гамбурге.

Игорь Александрович ведёт активную работу по пополнению собрания. За время его директорства фонды галереи увеличились на 1180 единиц хранения (общее число предметов собрания – чуть более 10000). 

Как руководитель И.А. Припачкин посвятил много времени модернизации способов презентации музейной коллекции. Залы галереи оснащены новейшей системой освещения и техническими средствами мультимедиа.

При этом остро стоит проблема показа музейной коллекции, поскольку экспозиционные площади чрезвычайно малы, а строительство нового здания обсуждается десятилетиями. И всё же мечта не оставляет директора, хотя в ближайшее время ей вряд ли суждено сбыться. 

Девизом Александра Дейнеки – «Жить, работать и не ныть!» – руководствовался Игорь Припачкин, когда в экстремальных условиях, проявив лучшие качества музейщика и гражданина, переместил собрание Курской картинной галереи в безопасное хранилище вглубь России.

Летом 2025 года коллекция Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки будет экспонироваться в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.

Вот такие они – лауреаты Премии имени П.М. Третьякова 2024 года, каждый на своём месте разделяющий стремление Сергея Михайловича Третьякова «быть полезным обществу». 

Очень хотелось порадовать их ещё и концертной программой, включающей поэзию и музыку ХIХ века. Заметную роль в создании атмосферы дома Третьяковых, мира их интересов, культурного досуга семьи сыг-рал народный артист России Олег Погудин и выступавшие с ним 9 декабря 2024 года исполнители Театра романса. Режиссёрское видение выдающегося артиста и его исключительное чувство ответственности перед зрителем позволили даже в пространстве Лекционного зала Третьяковской галереи (с маленькой сценой и неидеальной для вокалистов акустикой) организовать на высшем уровне импровизированный показ спектакля «Золотой век», который не один год идёт на различных сценах страны и пользуется большим успехом у зрителей. 

Народный артист России Олег Погудин и участники спектакля «Золотой век». Лекционный зал Третьяковской галереи. 9 декабря 2024 года

Будем надеяться, что традиция ежегодного проведения Третьяковских декабрьских вечеров (уже 18 лет!) продолжится, найдёт новых сторонников и почитателей.




Новый номер