Зашифрованный протест. Портрет Екатерины Великой работы гданьского портного

Зашифрованный протест. Портрет Екатерины Великой работы гданьского портного

Лариса Бардовская

Среди 16 портретов Екатерины II, хранящихся в собрании музея-заповедника «Царское Село», есть как парадные, репрезентативные, так и скромные, малоизвестные. В числе последних внимание исследователя привлек рисунок, раскрашенный акварелью и датированный 1767 годом. На листе воспроизведено профильное изображение Екатерины Алексеевны с исполненного Пьетро Ротари портрета (1758), гравированного Е.П. Чемесовым в 1762 году, когда великая княгиня стала императрицей. Этот иконографический тип, получивший известность в Европе, использовал для своего творения и Эмануэль Листнау. С первого взгляда возникает впечатление, что произведение вдохновлено типичным для эпохи жанром хвалебной оды. Однако, вглядевшись, зритель открывает: профиль, расшитое платье императрицы, Андреевская звезда на ее груди сотканы из каллиграфически выписанных мельчайших букв. Разгадка – в печатной версии журнала.

Ключевые слова: Екатерина II, Фридрих Великий, Станислав Август Понятовский, портреты правящих особ, Эмануэль Листнау, кводлибет, тайное послание.


An Encoded Protest.

A Portrait of Catherine the Great by a Tailor from Gdańsk

Larisa Bardovskaya

The 16 portraits of Catherine II from the Tsarskoye Selo State Museum-Preserve collection include both ceremonial and quite modest and unknown ones. Among the latter is a drawing painted in watercolors and dated 1767, showing her in profile that was copied from the portrait by Pietro Rotari (1758) and engraved by E.P. Chemesov in 1762, when the great duchess became the empress. This iconographic image, which had become known in Europe, was used by Emanuel Listnau for his creation. At first glance, it seems that the portrait was inspired by the typical for that time song of praise. However, a closer look at the profile, the embroidered dress and the Order of St. Andrew on her dress reveals that they all consist of tiny calligraphically written letters. An explanation is provided in the print version of the magazine.

Key words: Catherine II, Frederick the Great, Stanisław August Poniatowski, royal portraits, Emanuel Listnau, quodlibet, secret message.



2043_open_cover.png
Новый номер